МБОУ «СОШ №19» ИМОСК в г. Изобильном Ставропольского края функционирует как самостоятельная образовательная организация с сентября 1990 г. и сотрудничает, реализуя план преемственности, с МБДОУ «Детский сад №7» ИМОСК и МКДОУ «Детский сад №2» ИМОСК.
В 2022 году было подписано соглашение со Ставропольским филиалом ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» с 2022 года с целью сотрудничества в области создания профильных классов психолого-педагогической направленности на базе школы. Функционирование профильных классов с психолого-педагогической направленностью позволяет сформировать замкнутую экосистему непрерывной подготовки высококвалифицированных, мотивированных на профессиональную деятельность будущих педагогов.
В 2022/23 учебном году в МБОУ «СОШ №19» ИГОСК в рамках гуманитарного профиля был открыт класс «Психолого-педагогической направленности». При открытии класса «Психолого-педагогической направленности» при реализации программ среднего общего образования школа руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами и методическими материалами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г. (далее - ФГОС СОО);
- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее - ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з);
- Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" от 28 сентября 2020 г. № 28; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» от 20 мая 2020 г. № 254;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 28 августа 2020 г. № 442.
Для реализации направления «Психолого-педагогические классы» школа включает в учебный план универсального профиля курсы по выбору:
- Основы педагогики
- Основы психологии
- Педагогическая практика.
Инновационный комплекс «Ранняя профессиональная ориентация — путь в педагогическую профессию (организация и работа педагогических классов)».
Уже в подростковом возрасте у некоторых учащихся проявляются склонности и способности к педагогической работе. Они охотно шефствуют над младшими, проявляют инициативу в общешкольных делах, охотно занимаются с отстающими. Такие учащиеся общительны, эмпатийны, терпимы к другим, гуманны. У них развито воображение, находчивость. Степень проявления этих качеств можно изучить с помощью методов психолого-педагогической диагностики. На формирование у учащихся интереса к педагогической профессии влияют опытные и авторитетные учителя, родители, учебный предмет. Бывают и случайные факторы (близость учебного заведения, компания товарищей, совет родителей и др.). Школа проводит и специальную ориентацию старшеклассников на педагогическую профессию, организует для них педагогические классы для введения в педагогическую профессию.
Задача педклассов – выявить учащихся, имеющих склонность к профессии педагога, формировать осознанные мотивы для выбора профессии: соответствующие интересы, ценностные ориентации; познакомить с особенностями профессионально-педагогической деятельности.
Проекты нормативно-правовых актов
План мероприятий (Дорожная карта) по развитию сети профильных психолого-педагогических классов в Ставропольском крае на 2023-2024 учебный год
Концепция профильных психолого-педагогических классов
Таким образом, в 2022/23 году в нашей школе были открыты 2 профильных класса: гуманитарный профильный класс с психолого-педагогической направленностью и класс универсального профиля с углубленным изучением математики и физики. В классе гуманитарного профиля с психолого-педагогической направленностью на углубленном уровне изучались «Русский язык», «Иностранный язык» (английский), «История». В предметной области «Общественные науки» 1 час был отведён на изучение географии; в предметной области «Естественные науки» по 1 часу отведено на изучение физики, биологии, химии. В рамках психолого-педагогической направленности в учебный план были включены следующие курсы по выбору обучающихся: «Основы педагогики», «Основы психологии», «Педагогическая практика». В классе универсального профиля (вариант 1) на углубленном уровне изучались следующие предметы: математика, физика. В предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» в классе универсального профиля 1 час выделен на изучение экологии в целях экологического воспитания личности.
В 2023/24 учебном году в соответствии с потребностями детей и родителей и на основе результатов анкетирования и кадровых возможностей в школе был открыт класс социально-экономического профиля с психолого-педагогической направленностью (вариант 2), в котором на углубленном уровне стали изучаться «Математика», «Обществознание» и «География». Психолого-педагогическая направленность в 10 классе реализовывалась за счет часов внеурочной деятельности (включение обучающихся в работу пришкольного лагеря в качестве вожатых); в 11 классе в часть, формируемую участниками образовательных отношений, были включены курсы по выбору обучающихся «Основы педагогики» (0,5 часа) и «Основы психологии» (0,5 часа). Таким образом, в этом учебном году работали 3 профильных класса: гуманитарный с психолого-педагогической направленностью, универсальный с углубленным изучением математики и физики и социально-экономический.
В 2024\25 учебном году, учитывая реальные научно-методические и материально-технические возможности, социальный заказ учащихся и их родителей, школа обеспечивает реализацию учебных планов трёх профилей обучения:
10а – класс естественно-научного профиля (на углубленном уровне изучаются следующие предметы: химия (3 часа), биология (3 часа)).
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для введения специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности обучающихся. По результатам анкетирования обучающихся в классе естественно-научного профиля включены следующие курсы: «Углубленное изучение отдельных тем курса алгебры и начала математического анализа» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час); «Основы геометро-графической культуры» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час); «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час); «История Ставрополья» (в 11 классе – 1час).
10б – класс гуманитарного профиля с психолого-педагогической направленностью (вариант 4; на углубленном уровне изучаются «История», «Обществознание»). В классе гуманитарного профиля в предметной области «Общественно-научные предметы» 4 часа отведено на изучение истории, 4 часа на изучение обществознания. В рамках психолого-педагогической направленности в учебный план включены следующие курсы по выбору обучающихся: «Основы педагогики» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час), «Основы психологии» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час), «Педагогическая практика» (в 10 классе – интегрирован с курсом «Основы педагогики», в 11 классе – 1 час); «Родной язык в «реке времени» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час).
11 класс – класс социально-экономического профиля с психолого-педагогической направленностью (вариант 2, на углубленном уровне изучается «Математика», «Обществознание» и «География»). Психолого-педагогическая направленность в 10 классе реализуется за счет часов внеурочной деятельности (включение обучающихся в работу пришкольного лагеря в качестве вожатых); в 11 классе в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены курсы по выбору обучающихся «Основы педагогики» (0,5 часа) и «Основы психологии» (0,5 часа).
В 2025\26 учебном году, учитывая реальные научно-методические и материально-технические возможности, социальный заказ учащихся и их родителей, школа планирует обеспечить реализацию учебных планов трёх профилей обучения:
10а – класс социально-экономического профиля (вариант 1: с углубленным изучением математики и обществознания: алгебра – 4 часа, геометрия – 3 часа, вероятность и статистика – 1 час, обществознание – 4 часа). 2 часа будет выделено на курсы по выбору в 10 классе, 3 часа на курсы по выбору в 11 классе.
10б – класс гуманитарного профиля с психолого-педагогической направленностью (вариант 4; с углубленным изучением истории (4 часа) и обществознания (4 часа)). В рамках психолого-педагогической направленности в учебный план планируем включить следующие курсы по выбору обучающихся: «Основы педагогики» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час), «Основы психологии» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час), «Педагогическая практика» (в 10 классе – интегрирован с курсом «Основы педагогики», в 11 классе – 1 час); «Родной язык в «реке времени» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час).
11а – класс естественно-научного профиля (на углубленном уровне изучаются следующие предметы: химия (3 часа), биология (3 часа)).
Время, отводимое на формируемую часть учебного плана, использовано для введения специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности обучающихся. По результатам анкетирования обучающихся в классе естественно-научного профиля включены следующие курсы: «Углубленное изучение отдельных тем курса алгебры и начала математического анализа» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час); «Основы геометро-графической культуры» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час); «Основы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час); «История Ставрополья» (в 11 классе – 1 час).
11б – класс гуманитарного профиля с психолого-педагогической направленностью (вариант 4; на углубленном уровне изучаются «История», «Обществознание»). В классе гуманитарного профиля в предметной области «Общественно-научные предметы» 4 часа отведено на изучение истории, 4 часа на изучение обществознания. В рамках психолого-педагогической направленности в учебный план включены следующие курсы по выбору обучающихся: «Основы педагогики» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час), «Основы психологии» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час), «Педагогическая практика» (в 10 классе – интегрирован с курсом «Основы педагогики», в 11 классе – 1 час); «Родной язык в «реке времени» (в 10 классе – 1 час, в 11 классе – 1 час).
Таким образом, в 2025-2026 году школа планирует организовать работу трех профилей обучения: социально-экономический, гуманитарный с психолого-педагогической направленностью и естественно-научный.
За годы работы профильных классов были достигнуты следующие результаты:
Год |
ФИО |
Учебное заведение |
Факультет, специальность |
Целевое обучение |
2021\2022 |
Баёва Анастасия Александровна |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
52.03.01 Изобразительное искусство и компьютерная графика |
+ |
Егиянц Элина Игоревна |
ФГАОУ ВО «Северокавказский федеральный университет» |
45.03.02 Лингвистика |
+ |
|
Куприна Дарья Валерьевна |
Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург |
45.03.01 Зарубежная филология |
+ |
|
Мухортова Екатерина Владимировна |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование «Логопедия» |
+ |
|
Новолокина Дарья Николаевна (после 9) |
Ставропольский гуманитарный колледж |
«Преподавание в начальных классах» |
- |
|
2022/23 |
Ченцова Софья Владимировна |
ФГАОУ ВО «Северокавказский федеральный университет» |
Учитель начальных классов |
+ |
Попова Дарья Евгеньевна (после 9) |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
Логопед |
- |
|
Быкова Алина Сергеевна (после 9) |
АНО ПОО «Техникум современных технологий» |
Дошкольное образование |
- |
|
2023\2024 |
Илгашева Снежана Денисовна (после 9) |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
«Коррекционная педагогика в начальном образовании» «Преподаватель» |
- |
Брагина Кира Евгеньевна |
АНО ПОО «Техникум современных технологий» |
Дошкольное образование |
- |
|
Ткаченко Анна Сергеевна |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
44.03.05 Дошкольное образование. Начальное образование. Учитель начальных классов |
- |
|
2024\2025 |
Черкашина Вероника Александровна |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
44.03.05 Дошкольное образование. Начальное образование. Учитель начальных классов |
? |
Осадчева Марина Николаевна |
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» |
44.03.05 Дошкольное образование. Начальное образование. Учитель начальных классов |
? |
Практическая работа по организации деятельности психолого-педагогических классов в школе строится следующим образом:
- Проведение занятий элективных курсов «Основы педагогики» и «Основы психологии».
- Использование методических материалов электронного сервиса https://apkpro.ru/navigator/#section-methodological-items в разделе «Психолого-педагогические классы».
- Привлечение обучающихся к участию в профильных олимпиадах, в частности многопрофильной олимпиаде «Хрустальная сова», организованной в 2023\2024 году СГПИ.
- Организация внеурочной деятельности – включение обучающихся в работу пришкольного лагеря в качестве вожатых.
- В рамках профориентационной работы – проведение онлайн и офлайн профессиональных проб (профориентационный проект «Билет в будущее», «Школа бизнеса» Института дружбы народов Кавказа), встречи с представителями институтов, университетов, техникумов (преподаватели и студенты), организация кинолекториев с просмотром фильмов о педагогической деятельности для формирования положительного образа педагога.
- В рамках воспитательной работы – привлечение обучающихся классов с психолого-педагогической направленностью к проведению мероприятий в качестве организаторов, аниматоров, вожатых; к проведению уроков в «Дни самоуправления».
- Участие в апробации материалов УМК, разработанных «Амурским гуманитарно-педагогическим государственным университетом», в рамках которой было проведено несколько занятий. Одно из них - занятие в форме проектной мастерской «Герб нашего класса». Обучающиеся, объединившиеся в группы, создавали свою геральдику, используя изученные символы и их значения, а затем каждая группа защищала свой проект. Данное занятие было направлено на развитие у обучающихся активной жизненной позиции, творческих способностей и формирования положительно образа педагога. Материалы данного УМК используются на занятиях по «Основам педагогики» и «Основам психологии».