Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России) https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4
Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания
Национальные и международные исследования качества
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA
· Читательская грамотность
· Естественно-научная грамотность
· Математическая грамотность
· Финансовая грамотность
Интернет-ресурсы
1. Федеральные образовательные порталы https://ushkola.edusite.ru/p59aa1.html
2. Сетевое сообщество для руководителей ОО Ставропольского края [электронный ресурс] – режим доступа: http://wiki.stavcdo.ru/index.php?title=
3. Журнал «Управление школой» для директоров гимназий, школ, лицеев и руководителей в сфере образования России https://director.rosuchebnik.ru/
4. Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru
5. Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений России https://www.menobr.ru/
6. https://кремлевскийпредуниверсарий.рф/lenta/news/category=1